Программа «Историко-культурное наследие и духовные ценности России» 2009—2011
 

Отчет о работе в 2009—2011 годах

Краткое содержание и основные итоги

Программа имела междисциплинарный характер, в ней приняли участие исследователи научных учреждений Отделения историко-филологических наук, Отделения общественных наук, а также региональных отделений и центров Российской академии наук (СО РАН, УрО РАН, ДВО РАН). Структура Программы включала 7 направлений (144 проекта с финансированием РАН):

  • Направление 1. Древнейшее наследие и истоки творческих начал человека.
    Координаторы: ак. Деревянко А.П., чл.-к. Амирханов Х.А.
  • Направление 2. Археологические древности России.
    Координаторы: чл.-к. Макаров Н.А., чл.-к. Гайдуков П.Г., чл.-к. Носов Е.Н.
  • Направление 3. Цивилизационные и геополитические особенности истории, становление гражданского общества в России.
    Координаторы: ак. Алексеев В.А., ак. Пивоваров Ю.С., чл.-к. Сахаров А.Н.
  • Направление 4. Традиции и новации в культуре народов России.
    Координаторы: ак. Тишков В.А., чл.-к. Головнев А.В.
  • Направление 5. Историко-культурное наследие в языках, литературах и фольклоре народов России.
    Координаторы: ак. Казанский Н.Н., чл.-к. Гацак В.М., чл.-к. Корниенко Н.В.
  • Направление 6. Философское осмысление историко-культурного наследия.
    Координаторы: ак. Гусейнов А.А., д.филос.н. Никольский С.А.
  • Направление 7. Музейные и архивные фонды: изучение, введение в научный оборот, обеспечение нового качества доступа к культурному наследию.
    Координаторы: д.и.н. Чистов Ю.К., к.и.н. Афиани В.Ю.

Среди важнейших научных результатов, достигнутых в ходе выполнения Программы, можно выделить следующие.

По направлению «Древнейшее наследие и истоки творческих начал человека» проведены комплексные исследования стоянок Приморского Дагестана с микроиндустриями раннеплейстоценового возраста. На Рубасе-1 изучен комплекс артефактов из слоя, датирующегося, на основании естественнонаучных данных, рубежом плиоцена-эоплейстоцена. Это позволяет считать раннепалеолитическую микроиндустрию Рубаса-1 одной из древнейших на территории Евразии. Наиболее близкие аналогии данным ассамбляжам прослеживаются в материалах стоянки Дарвагчай-1. Многолетние работы на стоянке были завершены в ходе реализации проекта и позволили получить представительную коллекцию микроизделий. В районах расположения обоих памятников велись работы по изучению условий накопления плиоценовых и плейстоценовых отложений.

Материалы стоянок позволили на хорошем аналитическом уровне изучить появление и изменение древнейших индустрий с микроорудиями в большом хронологическом интервале (1,8 - 0,4 млн. л.н.) в принципиально новом районе – приморской зоне Дагестана, что дает возможность включить кавказский регион в зону появления и распространения этих специфических ассамбляжей. Подтверждено выдвинутое ранее предположение о двух направления развития раннепалеолитических индустрий (олдувайская и микроиндустриальная традиции). Определено место дагестанских комплексов в кругу других раннепалеолитических микроиндустрий Старого Света, выдвинуто предположение о возможных причинах и ходе формирования данной культурной традиции.

Прослежено развитие древнейших культурных традиций на основных этапах палеолитического времени в Северной и Центральной Азии. Накоплен значительный объем археологических и естественнонаучных данных, позволяющих строить обоснованные хронологические схемы заселения человеком этой территории на различных этапах антропогена. Установлено, что наиболее развернутую характеристику процесса перехода к верхнему палеолиту демонстрируют археологические и палеогеографические материалы палеолитических комплексов Горного Алтая. Показано, что культурные тенденции, характерные для алтайских комплексов ранней поры верхнего палеолита во многом предопределили пути становления и развития верхнепалеолитических традиций в Центральной и Северной Азии.

Опубликован корпус источников по наскальной живописи Урала эпохи энеолита и бронзового века. Предложены новые варианты их интерпретации с позиций мифа и ритуала, темы графического воспроизведения на скалах с помощью зооморфного кода структуры модели мира древних уральцев, их представлений о пространственно-временном континууме.

Результатом работы над созданием генеральной базы радиоуглеродной хронологии эпохи раннего металла в Евразии и ее периодизацией явились системно обработанные 4680 радиоуглеродных определений абсолютного возраста различных археологических образцов. Результаты датировок распределялись по разнообразным и многочисленным комплексам четырех древнейших металлургических провинций Евразии: а) Балкано-Карпатской – 900; б) Циркумпонтийской – 2500; в) Западно-Азиатской (или Евразийской) – 700; г) Восточно-Азиатской – 90. Помимо этого к иным металлургическим провинциям – Кавказской, Европейской, Ирано-Анатолийской и другим, – в генеральной базе данных было обработано дополнительно 490 определений абсолютного возраста проанализированных образцов.

Проведенная работа позволила кардинально откорректировать картину не только абсолютной, но и относительной хронологии всех важнейших металлургических провинций и основных археологических культур и общностей, входивших в упомянутые провинции на гигантских пространствах Евразийского континента. Балкано-Карпатская – от начала V вплоть до первой половины IV тыс. до н.э. Циркумпонтийская провинция подразделяется на два основных этапа: а) прото-Циркумпонтийская – в пределах IV тыс. до н.э. и б) собственно Циркумпонтийская – от рубежа IV и III тыс. вплоть до финальных столетий III тыс. Производственные центры наследницы Циркумпонтийской – провинции Западно-Азиатской – функционировали от последних веков III вплоть до рубежа II и I тыс. до н.э. И наконец, комплексы последней из упоминавшегося ряда металлургических провинций – Восточно-Азиатской – оказались до настоящего времени слабо насыщенными радиоуглеродными определениями, что оставляет вопрос точных границах ее календарного возраста пока что открытым.

По направлению «Археологические древности России» на основе историко-ландшафтных, архитектурно-археологических, архивных и иных материалах анализировалось развитие городского ландшафта в процессе урбанизации Москвы. Специальное внимание было уделено проблеме взаимоотношения «большого нарратива» – традиционной схемы истории Москвы и всей истории Московского периода с материалами, получаемыми для того же периода в археологии. В результате удалось установить, что: археологическая картина развития Московского государства существенно зависит от традиционных сюжетов большого нарратива; между ними постепенно формируется новая система отношений, предполагающая возможность постановки исторической археологией вопросов, требующих дальнейшего изучения в области письменных источников; складывается собственно археологический нарратив, сюжеты которого углубленно разрабатываются на практике (в полевых и лабораторных исследованиях), но не индуцированы, не совпадают, и не предопределены сложившейся системой исторических представлений; существует высокая степень корреляция археологических выводов с устойчивыми версиями исторического повествования, что крайне важно для борьбы с пара- и квазинаучными концепциями, а также с волюнтаристскими трансформациями объективной картины развития Московской Руси, рисуемой на основе анализа комплексных историко-археологических материалов.

Применение методов естественных наук в изучении культовых и погребальных комплексов юга Западной Сибири позволило получить новую информацию не только о видовом составе рыб и птиц, используемых в качестве поминальной пищи, но и определить размерность, возраст, календарные аспекты отлова. При помощи математических методов на основе статистического анализа полного массива погребений ирменской культуры получены интересные данные об инокультурных влияниях на погребальный обряд. Обобщен опыт совместных археолого-геофизических исследований по поиску, идентификации и характеристике отдельных элементов культовых комплексов.

Значимые открытия сделаны в области изучения окуневского искусства эпохи бронзы. На территории Республики Хакасия раскопаны четыре окуневских кургана раннего этапа культуры, содержавшие свыше 40 захоронений различной степени сохранности. Обнаружено свыше 20 плит с рисунками, коренным образом меняющих представления о времени формирования и путях развития окуневской изобразительной традиции. Найдено несколько уникальных художественных предметов с антропоморфными и зооморфными изображениями: костяной гребень, выполненный в виде верхней части женской фигурки, каменный терочник с изображением головы козла, 8 костяных подвесок, некоторые из них представляют собой высокохудожественные миниатюрные роговые копии каменных изваяний, у которых отчетливо прослеживается трехчастная вертикальная структура элементов, отвечающая всем классическим канонам: наверху – объемное антропоморфное изображение или голова птицы, в середине – личина, внизу – хищник с оскаленной пастью.

В направлении «Цивилизационные и геополитические особенности истории, становление гражданского общества в России» получила разработку концепция места России в цивилизационной системе народов и стран Центральной и Восточной Европы XVII—XX вв. на основе системного подхода к цивилизации как феномену общественного развития; многоуровневой социокультурной структуре, включающей в себя соподчиненные элементы экономической, социальной и политической организации общества.

Предпринята попытка построить целостную концепцию формирования и становления разветвленной сети русского православного присутствия в мире, осмыслить специфику православного миссионерства, его взаимоотношения с дипломатическими и политическими факторами, конфессиональные особенности; оценить в этом контексте возможности компромисса между логикой чисто церковных задач и политической целесообразностью. Воссоздана сложная картина становления государственно-церковных отношений в условиях смены политических элит в процессе формирования режимов советского типа, показана степень воздействия советского фактора на отношения новых властных структур к вероисповедным институтам в процессе эволюции этих режимов и вступления их в период политических кризисов.

Пересмотрены существующие в общественном сознании представления об эффективности российских реформ второй половины XIX в. и о происхождении российских рево­люций начала ХХ в. Сделан вывод о том, что эти революции произошли вопреки положительным тенденциям в экономическом, социальном и политическом развитии страны в 1861–1913 гг., выражавшимся в высоких темпах экономического роста, в повышении жизненного уровня населения и в либерализации политического режима. Показана роль либерально-радикальной общественности в организации протестных движений против самодержавия и политического режима, сложившегося после конституционной реформы 1905 –1906 гг., и в свержении монархии в 1917 г.

Прослежено влияние правительственной политики на процесс развития институтов самоуправления в направлении формирования гражданского общества в России. Выявлен комплекс архивных и опубликованных источников, позволяющих рассмотреть принципы формирования командно-административной системы в 1920–1930-е гг.: переписи населения, обследования семей управленцев, переписка, анкеты. В архивах США и Франции выявлены и изучены уникальные материалы по истории русской «дипломатии в изгнании» и русской эмиграции, которые позволили по-новому взглянуть на историю России начала ХХ в., историю российской дипломатии и русской эмиграции.

Осуществлена разработка теоретико-концептуальной модели модернизации в российском цивилизационном контексте. Установлено, что, несмотря на принципиальные изменения, произошедшие в ходе модернизации, Российская цивилизация во многом сохранила свое внутреннее содержание при модификации формы. Обоснован фронтирный характер российских модернизаций.

Проведено исследование современной этнической политики в регионах России — осуществлен анализ практикуемой в данной сфере системы принятия решений в зависимости от устоявшихся методов управления, законодательной поддержки, развитости институтов гражданского общества. Изучен опыт реализации этнокультурных прав населения, позитивные и негативные стороны общественной деятельности в этом направлении. Варианты политики региональных властей и встречных общественных инициатив в отношении мигрантов и новых этнических сообществ изучены как региональные модели предупреждения ксенофобии и экстремизма на этнической и религиозной почве.

Восстановлена событийная сторона продвижения русских в Байкальский регион, проведена детальная реконструкция хода событий и их причинно-следственных связей с выявлением наиболее значимых фактов как военных, так и мирных контактов русской власти и русских с бурятскими, тунгусскими, монгольскими племенами; рассмотрены причины и обстоятельства (геополитические, экономические, географические, этнические), определившие движение русских на восток, а затем русские позиции в Байкальском регионе; определены методы и средства, которые применяла русская власть при подчинении аборигенного населения.

По направлению «Традиции и новации в культуре народов России» на основании архивных источников и полевого материала выявлена взаимосвязь культуры повседневности, традиционного сознания и менталитета русских в исторической динамике XVIII – XXI вв. Особое внимание уделено соотношению повседневного и героического в различных сферах народной жизни. Основной результат работы «повседневноведов» – доказательство применимости гендерной теории для анализа привычного и обыденного, выявления эвристической значимости раздельного анализа мужского и женского быта, аксиосферы, образа и стиля жизни мужчин и женщин. Отдельной новой темой стало изучение игровых способов формирования самооценки и социальной иерархии, гендерной сегрегации и своеобразия форм поведения в виртуальном игровом пространстве, гендерная экспертиза игровых персонификаций в практиках социального конструирования.

Большое внимание уделено изучению современного состояния праздничных традиций народов России. Например, в ходе экспедиций в Республике Карелия выявлены малоизвестные праздники, представлена исчерпывающая информация о них (кар. Кегри; русск. Киселев день, вепс. Пирагникад, Праздник «Белого цветка» и др.). При сравнительном изучении праздников карелов, вепсов и русских обнаружены аналогии и различия; на местных материалах разработаны вопросы соотношения таких понятий, как обычай, обряд, праздник, классификация обрядов и праздников.

В рамках Программы предпринято изучение города, городского населения, урбанизационных процессов. Особенностью антропологического подхода явилось, прежде всего, рассмотрение городского пространства, этнических анклавов и сегрегированных сообществ с позиций культурного отличия и разнообразия. Среди методологических преимуществ следует назвать углубленное использование качественных методов исследований, позволяющих сделать более детальный анализ этно- и социокультурных процессов. В результате полевых работ был собран и подвергнут аналитической обработке обширный корпус фактического материала о различных, в т.ч. и по численности населения, городах: от малого города до мегаполиса. Продемонстрирована специфика изменений в социальной, хозяйственной, религиозной сферах жизни населения городов, в той или иной степени обладающих либо до недавних пор сохранявших выраженное этнокультурное своеобразие.

На основании архивных и этнографических материалов воссоздана история распространения христианства на Северном Кавказе и проанализирована современное состояние христианского возрождения в регионе. В приложении к Северному Кавказу разработаны понятия традиционного и нетрадиционного в исламе и в подходах к исламу, а также понятий официального и неофициального, нового ислама; установлены формы передачи и распространение традиционных и новых форм исламского знания.

Существенно расширены существовавшие ранее представления о специфике историко-культурного наследия народов Севера и Сибири, в частности шорцев, кетов и эвенков. Была выявлена вариативность и локальная специфика задействования разных аспектов и символов наследия в современной картине мира аборигенных народов региона.

Выявлены основные направления этнокультурных процессов татар Западной Сибири в XVIII–XIX вв. – заимствования сибирскими татарами явлений народной культуры от соседних коренных народов Сибири и Северного Казахстана, распространение общих (одинаковых) черт в культуре сибирских татар в связи с усилением консолидационных процессов внутри всего массива и внутри их отдельных групп, возрастание объема общих явлений в материальной культуре сибирских татар и русских в связи с интенсификацией их взаимоотношений друг с другом и включением вместе с другими этносами Российской империи в общий процесс формирования исторической (социально-политической) общности россиян.

Важные результаты достигнуты по направлению «Историко-культурное наследие в языках, литературах и фольклоре народов России» в области исследования языков народов мира. Записан большой корпус текстов на языках четырех самых малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока, в частности, впервые сделаны записи на «говорке» (таймырском пиджине), являющимся одним из исчезающих языков и настоятельно требующим максимально полной документации.

В новом свете предстает исследование русского языка. Впервые в практике корпусной лингвистики подготовлен представительный корпус русского языка XVIII века объёмом в 3 млн. словоупотреблений, при его составлении решался ряд проблем, связанных прежде всего с источниками и с репрезентацией текстов. Для адекватного представления морфологической информации и анализа морфологической и лексической вариативности составлена база данных представленных в корпусе морфологических и лексических вариантов (3000 уникальных словоформ).

Новые методики применены при изучении идиолекта М.В. Ломоносова как феномена русской культуры середины XVIII века. Разработана методика исторической реконструкции семантического содержания лексики с историко-культурным компонентом, подготовлены лексикографические очерки об отдельных лексических единицах идиолекта М.В. Ломоносова, позволяющие представить нашему современнику язык М.В. Ломоносова как уникальный факт русской и европейской культур.

Впервые воссоздано в очерках жизни и творчества выдающихся российских кавказоведов — академика Петербургской Академии наук А.М.Шёгрена, члена-корреспондента той же академии П.К.Услара, профессора Л.Г.Лопатинского члена-корреспондента Академии наук г. Болонья (Италия) А.М.Дирра, академика Петербургской Академии наук В.Ф.Миллера — возникновение и развитие российского академического кавказоведения на протяжении XIX — первой четверти XX вв., чьи традиции в наши дни получили признание во всем мире.

Важные аналитические результаты достигнуты в области исследования литератур и фольклора народов мира. Очерчен основной круг проблем актуальных для современного этапа исследования Кирилло-Белозерского монастыря как книжного центра Древней Руси. Выявлены новые аспекты рассмотрения известных литературных памятников в свете изучения их кирилло-белозерских списков (Толковая палея, Старчество, Задонщина и т.д.), к творчеству знаменитого книжника Ефросина обнаружены новые подходы (изучение гимнографического и литургического материала в его сборниках) и пр.

Определены параметры и сферы взаимодействия русской литературы XX–XXI столетий с дискурсами медиа, политики, повседневного общения. Проведен теоретический анализ соотношения категорий дискурса и жанра в системе коммуникативных взаимодействий литературы и общества, при этом тексты разной жанровой природы рассмотрены как явления различных дискурсивных практик общения. Установлены тенденции развития дискурсивных стратегий современной русской литературы в социокультурном пространстве России рубежа XX–XXI столетий.

На основе актуальных собирательских программ осуществлено большое число экспедиций. Оригинальны результаты комплексного исследования языка и народной духовной культуры старообрядцев, проживающих в северо-восточной Болгарии, на юго-востоке Румынии и юго-западе Украины. На основании полевых исследований подтверждено первоначальное предположение о единстве традиции этих русских переселенцев, составляющих практически непрерывный территориальный континуум в Добрудже.

В направлении «Философское осмысление историко-культурного наследия» апробированы новые подходы к современной теоретизации и концептуализации представлений о культурном наследии и духовном потенциале России. Разработано теоретическое понятие духовный потенциал России и обоснована его роль в становлении культуры планетарного мира.

Выделены наиболее важные и актуальные для современности аспекты темы вечного и преходящего в культурном наследии России, такие как зарождение и последующее развитие в российском общественном сознании идей революционаризма и «новых людей», поглощение одного из основных типов отечественного философствования религиозно-философской традицией, трансформация феномена наследия и исторической памяти в связи с «постнациональной ориентацией культуры памяти».

Разработана философско-филологическая концепция русского космизма, приемы и принципы художественно-философского повествования в творчестве Н. Бердяева, П. Флоренского, Л. Шестова, В. Розанова, М. Пришвина, И. Бунина, А. Платонова, вопросы культурно-исторических особенностей формирования философской мысли в России. Выявлена суть «русской идеи» как необходимости соединения идеи исторического развития общества по общецивилизационным законам с культурно-историческими параметрами («государственность, православие, народность»). Попыткой ее практического воплощения явилась христианизация коренного населения Сибири в XVIII — начале XX вв. Установлено, что эффективной стратегий разрешения культурных конфликтов, возникающих в процессе модернизации традиционных обществ, является социокультурный неотрадиционализм, когда цивилизационные инновации используются как инструмент возрождения и сохранения этнокультурных традиций.

Анализ современных концепций философии истории показал, что в мировой науке сегодня не существует единой объяснительной теории, позволяющей интерпретировать исторический процесс как единый мировой процесс. В настоящее время в значительной степени преодолено отношение к культурологическим и историческим теориям, акцентирующим специфику и своеобразие отдельных культурных и этнических форм жизни как к чему-то исключительному. Очевидно, что связь уникального с общим в культурно-историческом процессе не может быть установлена путем априорного схематизирования, а требует конкретного изучения и понимания.

По направлению «Музейные и архивные фонды: изучение, введение в научный оборот, обеспечение нового качества доступа к культурному наследию» изучен большой комплекс не известных ранее научной общественности архивных документов по истории отечественной биологии XIX—XX веков, показывающих огромный вклад русских и советских ученых в мировую науку, их международные связи. Выставки-исследования «Личность в российской генетике. 20–30 годы ХХ века» и «Российские биологи в Институте Пастера», опубликованные материалы тематического круглого стола показали роль российских ученых, Академии наук и ее научно-исследовательских учреждений в развитии биологии этого периода, проблемы и трудности, стоявшие на пути научных исследований, влияние индивидуальности, личности ученого на выбор исследовательских направлений и тем, методов изучения.

Опубликованы два выпуска аннотированного Каталога архива ИА РАН, включающих в себя описание отчетов за 1945–1954 гг. (694 номера) и 1955–1959 гг. (830 номеров, два указателя).

Результаты совместных российско-казахстанских историко-этнографических экспедиций позволили организовать презентацию выставочного проекта «С.М. Дудин — фотограф, художник, этнограф» в рамках восьмого этапа Мирового Общественного Форума «Диалог цивилизаций» (о. Родос, Греция, 26 мая - 9 июня 2010 г.).

Осуществлена подготовка к изданию «греческой» посольской книги № 2 (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 2) – важный исторический источник, ранее не издававшийся, который охватывает период с 1582 по 1588 г. Посольская книга рассказывает о связях России XVI в. с Балканами и Ближним Востоком, со вселенскими патриархами – константинопольским, александрийским, антиохийским, иерусалимским, монастырями Афона, Синая, Константинополя и др. Среди документов, включенных в посольскую книгу, имеются также грамоты и записи 1582-1588 гг., характеризующие отношения России с Польско-Литовским государством, Данией, Турцией, Грузией и др. Документы показывают различные формы «милостыни» (денежные пожертвования, заступничество перед султаном, право сбора «милостыни» в России, право беспошлинного проезда и др.), использовавшиеся Россией для поддержки православного духовенства «христианского Востока». Книга подготовлена по усовершенствованной методике.

Археографическое исследование 42 рукописей из неизвестной науке части собрания М.Н. Тихомирова привело к формированию двух функционально различных, но структурно сопряженных друг с другом подходов к представлению книжного произведения в блоках научного описания. Каждый из блоков характеризуется определенным набором полей, разной степенью полноты содержания и, соответственно, разной глубиной передачи значимой для исследователей информации об источнике. В ходе археографического исследования откорректированы названия некоторых книжных произведений, время их создания, место в литературной истории. По расшифрованным записям на рукописных кодексах составлено общее представление о владельцах и местах пребывания того или иного кодекса, операциях с ним производившихся.

Полученные в 2009–2011 гг. в ходе реализации Программы материалы нашли отражение в более 200 монографиях и сборниках статей, а также в подготовленных к публикации и находящихся в печати работах. Таким образом, объединение усилий специалистов различных областей знания в рамках Программы внесло существенный вклад в решение фундаментальных научных проблем, а также позволило выйти на более глубокий анализ актуальных политических и социальных проблем современности.

© ИЭА РАН, 2009